Совершенствовать опыт практической

деятельности:

ориентироваться на местности, владеть элементарными приемами чтения планов, ухаживать за растениями и некоторыми животными, участвовать в охране природы, выполнять посильный физический труд в быту и в школе, охранять и укреплять свое здоровье.

Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса сохраняются общедидактические принципы, разработанные А.Я. Коменским принципы деятельности и гуманистического подхода в обучении, экологической направленности, а также специфический принцип - интеграции, краеведческий и практической направленности.

Основу содержания курса «Окружающий мир» составляют естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания и методы исследования, свойственные системе этих наук. При изучении курса младшие школьники идут от близких для них представлений (природа села, города: ближайшего социального окружения- семьи, школьного Совершенствовать опыт практической коллектива) к далеким (природа России, современное российское общество, история России, Земля- планета жизни). В курсе реализован специфический подход к интеграции естественнонаучного и исторической информации. В 1 классе в теме «Мир людей» при рассмотрении материала о своей семье дети знакомятся с прошлым семьи, ее традициями, реликвиями, любыми доступными документами. Затем рамки понятия « прошлое» раздвигаются, дети узнают отдельные сведения из прошлого села, города (микрорайона), Так достаточно осознанно устанавливается понятие «прошлое». В третьем классе выделена тема «Природа и история родного края», в которой на основе уже усвоенного понятия «прошлое» вводятся первоначальные понятия «история», «исторические события» и др. Дети знакомятся с некоторыми историческими Совершенствовать опыт практической событиями на территории своей области, (края, республики), узнают, что такое герб, национальность и т. п. Основное содержание курса 4 класса - это природа России, современная Россия и важнейшие сведения об ее истории. Естественнонаучная информация курса дает детям понимание объективности существования окружающей природной среде единства и изменчивости во времени и пространстве, значимости в обеспечении жизнедеятельности человека и необхо­димости положительного отношения к ней, здоровья как непреходящей ценности, важности его сохранения и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Ведущим видом деятельности этой информации является исследовательская: наблюдение, эксперимент (опыт), моделирование.

Общество как объект изучается комплексом общественных наук. «Горизонтальный» срез развития общества дает обществоведения, формируя у младших школьников представления о Совершенствовать опыт практической существующей действительности: о родном крае и стране, о правах ребенка, Конституции, государственной символике и праздниках, культуре общения и поведения в обществе, многообразии современного мира. Основными видами деятельности детей в процессе усвоения этой информации является общение со взрослыми, сверстниками, изучение современной информации, в том числе и поступающей из средств массовой информации.

История дает «вертикальный» срез развития общества. Она показывает школьникам, как люди жили в далекие времена, как менялась их жизнь на протяжении веков. Первые шаги в освое­нии исторической информации младшие школьники делают в пертых трех классах, когда узнают о прошлом сначала своей семьи, затем родного города (села), затем Совершенствовать опыт практической своего края. Это создает хорошую базу для изучения истории Отечества, которая в данной программе представлена целостным блоком в 4 классе. При изучении исторического материала у младших школьников довольно интенсивно идет процесс развития пространственных и временных представлений, так как любой исторический факт



связан с определенной датой и местом его свершения. Большую роль в развитии личности ребенка играет факт, что он впервые сталкивается не с литературными персонажами и вымышленны­ми сюжетами, а с реальными историческими личностями, с их ценностями, поступками, мотивами действий, и с действитель­ными событиями конкретной эпохи. Л. В. Занков считал, что раздвигая горизонт школьника в пространстве и во времени Совершенствовать опыт практической, история вносит свой вклад в выполнение задач оптимального раз- вития детей. Основными видами деятельности детей при изучения являются работа с различными текстами (учебника, книги для чтения, энциклопедий, справочников, в том числе на электронных носителях) и др.), беседы со старшими родственниками, местными жителями, сбор материал при посещении музеев, мест исторических событий и т. п.

Таким образом, курс «Окружающий мир» не только дает широ­кую информацию о природе и обществе, но и включает ребенка в различные виды деятельности, в чем, несомненно, заложен ог­ромный развивающий потенциал и возможности применения в учебном процессе разнообразных форм, методов, приемов и средств обучения.

Основные содержательные линии Совершенствовать опыт практической программы определены раз­делами стандарта начального образования, принятого в 2004 г.: «Окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край - малая родина», «Земля -планета жизни». Вместе с тем названия некоторых тем данной программы не совпадают с названием перечисленных содержа­тельных линий. Так, в 1 классе тему «Мир людей» составляет информация содержательных линий «Младший школьник», «Человек и природа»; в тему «Будь здоров!» вошла соответствующая информация из разделов стандарта «Младший школьник», «Человек и природа». Из раздела «Природа» во 2 классе выделена подтема «Сезонные изменения в природе». В 3 классе содержание разде­лов стандарта «Природа» и «Родной край - малая родина» легло в основу Совершенствовать опыт практической содержания темы «Природа и история родного края» и т. п.

Краеведческая направленность естественнонаучной и соци­ологической информации, широкое использование при ее осво­ении непосредственных наблюдений в природе и социуме не позволяет программе и учебникам жестко определить объекты и порядок изучения учебного материала. Поэтому учитель вправе произвести его перестановку, корректировку и конкретизацию заданий для наблюдений, предложенных в учебниках, макси­мально приближая изучаемый материал к окружающей действи­тельности, ее изменениям, к событиям. Так, во 2 классе изучение сезонных изменений в природе должно более или менее совпа­дать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, учитель может изменить порядок изучения учеб Совершенствовать опыт практической­ного материала.

Содержанием программы 1 класса являются уже известные детям из дошкольного детства сведения об окружающем мире и сведения, легко получаемые в ходе непосредственного восприя­тия предметов и явлений этого мира. Такой подход позволяет широко применять практические методы обучения, предъявлять ребенку различные задачи на осмысление и исследование, на творческую деятельность, организовать коммуникативно-деятельностное общение, свести до минимума репродуктивную деятельность ребенка. Все это соответствует природе ребенка, а значит, благотворно влияет на его развитие. Содержание учебного материала сгруппировано в темы: «Окружающий мир», «Мир людей» «Будь здоров!», «Природа», «Родной край - малая родина», Россия - наша Родина».

Содержание программы 2 класса определено преимущественно разделом стандарта «Природа Совершенствовать опыт практической». Ведущими здесь является знания о веществах, их свойствах и использовании человеческим, а также о сезонных изменениях в природе. Выделение материала о сезонных' изменениях в природе обусловлено его большая значимостью в развитии важнейшего способа получения информации - умения наблюдать, в обеспечении непосредственных контактов с самой природой, в формировании знаний о род­ним крае, в развитии важных качеств личности, таких как патриотические чувства, эмоционально-ценностное отношение к родине и природе и др. Кроме того, именно этот материал позволяет ребенку осознать взаимосвязи в природе и подойти к пониманию основного закона экологии «все связано со всем», что является основой развития у учащихся экологической культуры Совершенствовать опыт практической. Важность материала о сезонных изменениях в природе состоит еще и в том , что он позволяет детям осознать не отдельные факты изменяемости природных компонентов, а изменяемость как природную закономерность. Это также стало основой подробного раскрытия ее содержания. Немалую роль в этом играет и тот факт, что почти для всей природы России характерна сезонная изменчивость. При изложении учебного материала по каждому времени выдержан единый план изложения: неживая природа – растения - грибы - животные. Данный порядок отражает естественную связи в природе и помогает ребенку осознанно усвоить эту важную, но довольно абстрактную информацию. Среди видов деятельности учащихся, связанных с изучением сезонных изменений в Совершенствовать опыт практической природе, значительное место занимает природоохранная деятельность. Во 2 классе учащиеся делают следующие шаги в освоении обществознания: путем бесед-исследований среди местных жителей - участников и свидетелей исторических событий, экскурсий знакомятся с наиболее значительными событиями прошлого своего города (села, района), с достопримечательностями своего района.

В 3 классе ведущими являются 3 темы. Тема «Ориентирова­ние на местности», с одной стороны, развивает у детей жизненно важный практический опыт нахождения на местности своего понимания, направления своего движения, с другой, - готовит уча­щихся к изучению в старших классах географии и истории. Из темы учащиеся получают первые сведения о плане, географической и исторической картах. Знакомство с картой не сводит ся к Совершенствовать опыт практической запоминанию географической и исторической номенклату­ры, а направлено на формирование и развитие опыта читать план и карту по их легенде. Такой опыт позволит ученику пользоваться любым планом, любой картой в учебных и жизненных ситуациях.

В теме «Природа и история родного края» продолжается изу­чение природы края. Но если во 2 классе учащиеся знакомятся с природой окружающей их местности, то третьеклассники изучают природу своей области, (края, республики), узнают о положении ее на карте России. В случаях больших размеров региона, значи­тельного разнообразия природных условий объект изучения мо­жет быть ограничен несколькими ближайшими административны­ми районами. Изучение природы региона идет в системе Совершенствовать опыт практической: нежи­вая природа (поверхность, полезные ископаемые, водоемы, поч­вы) и ее охрана - растительный мир и его охрана - животный мир и его охрана - труд людей и использование природных ресурсов области. При изучении материала темы важно показать взаимос­вязь природных факторов и на этой основе изложить, как комп­лекс природных условий влияет на хозяйственную деятельность региона. Значительное место в теме занимает исторический материал. У учащихся формируются первоначальные понятия «исто­рия», «исторические события», «национальность», «герб» и др.

Материал данной темы не дается учащимся в готовом виде. Методически он выстраивается так, что дети получают информа­цию о природе и историческом прошлом своего края Совершенствовать опыт практической (включая материал о происхождении названий), истоках народных тради­ций, промыслов, обычаев и т. д. в ходе исследовательской дея­тельности: наблюдения в окружающем мире, беседы с местными жителями, знакомства с документами и реликвиями, экскурсии в краеведческий музей, к местам исторических событий, боевой славы, поиск и изучение краеведческой литературы, оформле­ние стендов по истории и природе родного края и др.

В теме «Человек и природа» дается представление о системах органов человека, их взаимном положении в организме и выпол­няемых функциях. Это служит основой формирования понятия об организме как едином целом, в котором малейшее нарушение может привести к тяжелым последствиям Совершенствовать опыт практической для здоровья человека. Поэтому важнейшим компонентом знаний по каждой системе ор­ганов являются знания и практические умения по ее укреплению и охране здоровья. Однако они формируются у ребенка не как не­кий свод здоровьесберегающих правил, а как в определенной степени научно обоснованная деятельность самого ребенка по сохранению и укреплению своего здоровья. Важным методом изучения материала темы являются самонаблюдения.

Ведущим содержанием данного курса в 4 классе является природа, история и современная жизнь России. Этому материа­лу предшествует тема «Земля - планета жизни». Она дает первоначальные сведения о Земле как планете, о роли Солнца для существования жизни на Земле, о том, что, кроме России Совершенствовать опыт практической, на Земле есть другие страны и другие народы, тем самым, формируя общее представление о единой и многообразной картине мира.

Задачу темы «Разнообразие природы нашей родины» составляет формирование представлений о природных географических зонах России при движении с севера на юг. Стандарт рекомендует изучать эту изменчивость природы нашей страны на примере 2 – 3 природных зон. В данной программе не определено, какие именно зоны должны изучаться. Здесь нашли отражение все географические зоны России. Выбор за учителем. При этом могут быть разные варианты: могут быть изучены все природные зоны последовательно с севера на юг; изучена своя зона и две смежности выбраны для изучения контрастные по Совершенствовать опыт практической природным условиям зоны. Во всех случаях у учащихся должно быть сформировано представление об органичной связи факторов неживой и живой природы и их влиянии на труд и жизнь людей, об определении закономерной смене природы при движении с севера на юг. Тема также содержит и социологический материал: особен­ности хозяйства и быта жителей природных зон, отражение в них особенностей природы.

Тема «Наша Родина сегодня» содержит материал обществоведческого характера: о российском гражданстве, правах человека и ребенка, символах и праздниках страны, государственном управлении. Эти сведения носят обобщенный характер и опираются на известные детям сведения о своей семье, родном крае, России.

Содержание темы «Страницы Совершенствовать опыт практической истории нашей Родины» формирует у младших школьников первые представления о долгом и трудном пути, пройденном нашим Отечеством, об идущих в глубь столетий корнях, тесно сплетенных судьбах народов на­шей страны. Блок сведений по истории Отечества не случайно дается в 4 классе, последнем классе начальной школы. К этому времени младшие школьники уже осознают различия между былью и сказкой, что является одной из важных предпосылок осознанного усвоения исторического материала. В более ран­нем возрасте дети приписывают историческим деятелям сказочные черты, а сказочным героям - реальные дела. Серьезным моментом сосредоточения исторического материала в 4 классе является тот факт, что к этому возрасту у детей Совершенствовать опыт практической значительно в шей степени, чем в раннем возрасте, развиты временные и пространственные представления, необходимые для понимания исторического содержания обучения. Из 1-3 классов учащимся известны некоторые факты из истории своей семьи, родного края. Задача учителя - активизировать этот материал, опереться на него, включить краеведческий материал в контекст исто­рии России. Такое соединение близкого детям материала с далеким дает им представления о тесной связи истории отечества и родного края, включая и семью.

В программе выделена заключительная тема «Мир и человек», которая выступает как обобщение всего изученного. Ее задача объединить в сознании ребенка естественнонаучный, общество­ведческий и исторический материал и расширить представление о картине Совершенствовать опыт практической мира не только как единой, но и многообразной.

В программу включен материал, который изучается всем классом на усмотрение учителя, или используется как дополни­тельный материал, или предлагается отдельным учащимся. Он отмечен в программе звездочкой (*).

В программе определены требования к уровню подготовки учащихся по каждому классу. Они даны по разделам требований государственного стандарта: знать/понимать; уметь; использо­вать приобретенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни. Этот раздел программы разрабо­тан довольно детально, что облегчит контроль за уровнем под­готовки учащихся. Количество единиц знаний и умений умень­шается от класса к классу. Это не означает снижения Совершенствовать опыт практической уровня подготовки учащихся, а предполагает наращение этого уровня. Повторы требований даны в тех случаях, когда необходимо под­черкнуть их динамику.

Содержание программы


documentapckyqj.html
documentapclgar.html
documentapclnkz.html
documentapcluvh.html
documentapcmcfp.html
Документ Совершенствовать опыт практической